Обработка вокала

Обработка вокала – обязательная стадия после его записи. Это довольно серьезное занятие, которому посвящена не одна книга. Каждый звукоинженер достигает разнообразных результатов, используя различные техники, что собственно и характеризует его как «творца». Однако есть общие правила обработки вокала. Об этом и вообще – о видах обработки и пойдет речь.

Типы обработки вокала

Условно можно разделить обработку вокала на такие категории:

  • очистка от шума и нежелательных артефактов;
  • эквализация;
  • выравнивание громкости или компрессирование;
  • применение эффектов, в т.ч. корректировка гармонических ошибок.

Теперь рассмотрим все по порядку.

Очистка от шума и нежелательных артефактов

В одной из книг по звукорежиссуре я нашел одну очень хорошую фразу – «Важно записать вокал максимально правильно, чем потом корректировать его». Но, к сожалению, это теория. А на практике шумы и артефакты – привычное явление. Во внимание программу редактор брать не будем, можем условиться, что это будет Sound Forge.Очищать от шума нужно с помощью специальных программ – шумоподавителей или денойзеров (DeNoiser). Допустим, фирмы Waves – Waves X-Noise (рис. 1).

shumopodavitel-waves-x-noise.png

Рисунок 1. Шумоподавитель Waves X-Noise Принцип его работы, а также работы ему подобных состоит из двух этапов. Первый – сканирование шума. Делается так – выбираем участок с тишиной, т.к. в ней содержится только шум, без полезного сигнала. Нажимаем кнопку Learn и воспроизводим его. Это может быть всего несколько секунд, главное чтобы попала только тишина. Затем снова нажимаем Learn, режим сканирования отключается. Наш шум в памяти шумоподавителя. Теперь наступает второй этап – шумоподавление. Основные ползунки – это Reduction и Threshold. Используя их в разных комбинациях, пытаемся добиться нужного результата. Важно не выставлять высокие значения Reduction, т.к. это может привести к урезанию высоких частот.

Убирать артефакты от звука «С» и других шипящих помогают деэссеры (De-Essers). Яркий представитель – Waves DeEsser (рис. 2).

waves-deesser.png

Рисунок 2. Waves DeEsser Чтобы не углубляться в принцип его работы, рекомендую попробовать уже готовые пресеты. Допустим, Male Ess убирает резкие звуки «с» из мужского голоса, а Female Shh – шипящие из женского. Порог чувствительности регулируем с помощью Threshold.

Эквализация

Этот этап касается не только вокальных партий, но здесь он нужен не меньше, а может и больше, чем в других случаях. Самый простой способ – выбрать любой эквалайзер и покопаться в его пресетах в поисках чего-то подходящего. Но есть стандартные принципы эквализации вокала. Во-первых, мы вырезаем частоты ниже 60 гц. Во-вторых, снижаем их в районе 1000 Гц, для того, чтобы вокал не был резким. Еще один момент – регулирование частот на уровне 2 кГц. Повышение или понижение здесь зависит от тембра голоса самого вокалиста. Для придания большей энергии можно добавлять. В итоге получится приблизительно такая картина (рис. 3).

nastroyki-ekvalayzera.png

Рисунок 3. Настройки эквалайзера Вообще для разных тембров и разных типов вокала могут подходить и другие настройки, но приведенные выше в каком-то смысле универсальные.

Компрессирование

Для вокала в песне важно, чтобы он был слышен и не забивался другими инструментами. Для этого его нужно хорошо компрессировать. Во-первых, выставим чувствительность на 20 дБ. Во-вторых, сделаем малую атаку (0-0.1 мс) для смягчения и не очень длинное затухание (80-100 мс). Степень компрессии поставим 4:1. Приподнимем его уровень на 10-15 дБ, как на рисунке 4.

nastroyki-kompressora.png

Рисунок 4. Настройки компрессора Такие настройки помогут вокалу не быть «потерянным» в основном миксе.

Эффекты и корректировка тональности

В принципе, многие эффекты применяются не на исходной дорожке вокала, а добавляются во время аранжировки. Это касается эффектов типа эхо или реверберация. Хотя возможен такой вариант, когда требуется наложить какие-то эффекты на исходный трек. Зачастую это бывает тональная корректировка. Такая корректировка нужна для устранения гармонических погрешностей. Есть сугубо специализированные программы типа Antares Autotune. В пакете Waves также есть подобный эффект. Называется он Waves Ultrapitch (рис. 5). Конечно, исправленный вокал звучит не так натурально, как если бы вокалист спел правильно. Но, всё же, иногда вмешательство подобного эффекта необходимо.

waves-ultrapitch.png

Рисунок 5. Waves Ultrapitch Вдаваться в принцип его работы не будем. Советую послушать как звучат пресеты этого плагина. Допустим, песня исполняется в какой-то мажорной тональности. Выбираем пресет Major cluster и слушаем в каких моментах плагин корректирует записанный вокал.

Напоследок хочу сказать, что плагины Waves были выбраны в качестве примера. В других пакетах эффектов и программах почти всегда можно подобрать их аналоги.

Farmatique, CJCity.ru

Читайте также:


Оставить комментарий:

Комментарии

      • None Found