Использование MIDI-клавиатуры в качестве DJ-контроллера

Эта статья о том, как можно использовать обычную MIDI-клавиатуру в качестве DJ-контроллера. Для примера возьмём программу Virtual DJ. Тем более, что официальное руководство пользователя предполагает самостоятельное изучение данного вопроса.

vdj-midi.jpg

Не секрет, что музыканты сегодня занимаются не только созданием музыки. Немало и тех, кто ещё занимается ди-джеингом. Но что делать, если нет ди-джейских вертушек?! Выход есть - использовать связку софт+хард в виде внешнего MIDI-контроллера и соответствующего ПО. Но необязательно использовать специальный контроллер, для управления параметрами виртуального устройства достаточно и MIDI-клавиатуры с её фейдерами.

vdj-settings.png

Рис.1 В окне выбора внешнего контроллера (remote control) представлены готовые варианты контроллеров для диджеинга, но никаких MIDI-клавиатур там, естественно, нет. Зато есть волшебный пункт General MIDI (Рис.1). Как известно, GM - это универсальный язык общения любых внешних устройств с музыкальными программам и VDJ не является исключением. Поэтому выбираем этот пункт: ставим галочку на “activate” и кликаем “config“, после этого попадаем в окно выбора настроек MIDI (Рис.2). В левой колонке список всех возможных параметров программы включая и параметры для управления внешним видео. Но для нас главное - это назначить основные параметры микшера и транспортной панели. Да и не на любой MIDI-клавиатуре есть достаточно крутилок и ползунков, чтобы назначить всё, что хочется.

vdj-add.png

Рис.2 Итак, кликаем на “Add…” («добавить») и попадаем в меню выбора изменяемых параметров (Рис.3 и 4). Там их больше, чем можно увидеть в обычном интерфейсе. Да и не все параметры доступны даже в интерфейсе с максимальными аудио-возможностями. Например, в группе “equalizers” есть параметры “eq_reset” - сбрасывающие настройки эквалайзера, а также отдельные кроссфэйдеры для низких, средних и высоких частот. Процесс назначения соотвествующих MIDI СС# параметрам программы напоминает функцию MIDI learn (и по сути является ей) в секвенсере Steinberg Cubase или операцию “link to controller” в FL Studio. То есть, выбираем в левой колонке группу параметров, в центральной выбираем уже отдельный параметр, которому будет назначен CC# и двигаем выбранную ручку или ползунок или нажимаем кнопку или пэд (в любом случае на вход MIDI программы должно передаться MIDI-сообщение). Если соединение в порядке, то в верху окна должен появиться номер MIDI-контроллера и его значение (в скобках). Да, чтобы не возникло проблем с распознаванием устройства, рекомендуется подключать (или включать, если она уже подключена) MIDI-клавиатуру до запуска VDJ. В правой колонке отображается информация о назначении виртуальным контроллером, диапазоне его значений и возможности выбора различных режимов его работы. А в правом нижнем углу (после выбора MIDI CC#) содержится основная информация как настроено взаимодействие между реальным контроллером и виртуального контроллера (Рис.3).

vdj-remote_controls_menu.png

Рис.3 Во-первых, надо выбрать тип:

  • Button - кнопка. В этом случае контроллер может принимать 2 значения. Как правило, это 0 (минимальное значение) и 127 (максимальное значение), но можно установить своё значение. Параметр “Momentarily” («моментально», «мгновенно») непонятно зачем придуман, “Reset” - сбрасывает изменеия, сделанные MIDI-контроллером.
  • Slider/Knob - ползунок/крутилка. Здесь имеются в виду контроллеры, которые имеют ограниченный диапазон перемещения. Можно выбрать “Absolute” - шкала от 0 до 127, то есть то, что непосредственно передаётся на MIDI-вход либо Relative Scale (в процентах) - ограничение диапазона. Например, если поставить relative scale=50%, то виртуальный контроллер будет работать в диапазоне равном половине диапазона реального контроллера. Это, видимо, важно, если требуется большая точность в установке значений виртуального конроллера, например, высоты тона (питча). Но никто не мешает поставить 200%, если требуется. Параметр “invert” инвертирует («переворачивает») шкалу значений виртуального контроллера (при передаче MIDI-нуля будем иметь значение 127 и наоборот).
  • Encoder/Wheel - энкодер/колесо. Здесь имеются в виду контроллеры, которые могут неограниченно (encoder) или ограниченно (wheel) вращаться. Конечно, максимальное и минимальное значение при этом остаются неизменными (в любом случае, на вход будут поступать сообщения от 0 до 127). Здесь выбираем шаг изменения параметра (increments) и поведение виртуального контроллера: «неограниченное» вращение (+1=1, -1=127) и «ограниченное» (+1=65, -1=63). Здесь также присутствует параметр “invert”.

Во-вторых, во всех трёх случаях можно выбрать из выпадающего меню выполнение MIDI-сообщения определённым образом:

  • “on default deck” - применение к деке, выбранной декой по умолчанию. Если не трогать настройки по умолчанию, то это дека 1.
  • “on deck 1″, “on deck 2″ - применение в соответствующей деке. По понятным причинам этот пункт доступен не для всех параметров.
  • “on active deck” - применение в выбранной в данный момент деке.

Замечу, что если «железный» контроллер работает в диапазоне параметров от нуля до 127-и, то виртуальный DJ-контроллер может работать в диапазоне от нуля аж до 4096-и.После назначения всех необходимых параметров в главном меню “MIDI Config” будет отображаться список непосредственно контроллеров MIDI-клавиатуры (CTRL №) и параметров, которыми они управляют.

vdj-cc.png

Рис.4 Здесь используем “Change…” для изменения выбранного параметра или характера поведения контроллера для данного параметра, “Delete” для удаления привязки параметра к контроллеру, “Up” и “Down” для сортировки списка, “Load…” для загрузки ранее сохранённой конфигурации в формате XML, “Save…” для сохранения конфигурации, “Merge…” - для совмещения (добавления) текущей конфигурации с загружаемой. Мой вариант назначения контроллеров на MIDI-клавиатуре Korg Kontrol49: Level 1, Level 2, Crossfader, Pitch 1, Pitch 2 управляются ползунками; Treble 1, Mid 1, Bass 1, Treble 2, Mid 2, Bass 2, Gain 1, Gain 2 управляются энкодерами; play, pause, cue - пэдами; выбор деки осуществляется кнопками sw1 и sw2 на MIDI-клавиатуре. Ради эксперимента назначил 2 параметра эффектов (effect_slider 1 и effect_slider 2) на XY-джойстик (Рис.4). Получилось управлять только простыми эффектами вроде флэнджера. TK Filter V2 отказался подчиняться наотрез. Ещё замечено, что значения параметров эффектов отображается в малом окне эффектов рядом с деками, а внизу в основном окне эффекта ползунки не двигаются несмотря на изменение параметров. С эффектами вообще разлад полный в этом плане. Ещё замечу, что при загрузке настроек MIDI-клавиатуры значения всех энкодеров нулевые, поэтому важно перед началом работы выставить их значения. Со слайдерами проще - достаточно тронуть любой из них и получим текущее положение слайдера.

В итоге имеем неплохую реализацию DJ-контроллера, возможности которой зависят целиком от возможностей выбранной MIDI-клавиатуры. Из минусов можно отметить громоздкость девайса (если не используется миниатюрный вариант вроде Korg NanoKey или M-Audio Ozone) и наличие большого количества неспользуемых клавиш, которые мешают при работе. Зато такой вариант может быть полезен на лайв-выступлении, экономя рабочее пространство.

MoxX, CJCity.ru

Читайте также:


Оставить комментарий:

Комментарии

      • None Found